Шатунно-поршневая группа - общие сведенияFiat Linea / Демонтаж силового агрегата и капитальный ремонт двигателя / Шатунно-поршневая группа - общие сведения
Маркировка на днище поршня
1 — Стрелка, указывающая направление вращения коленчатого вала
2 — Учетный номер завода-изготовителя
3 — Дата выпуска
4 — Товарный знак завода-изготовителя
5 — Диаметр поршня (обозначается литерами А, В или С)
Поршневые кольца
1 — Первое (верхнее) компрессионное кольцо
2 — Второе (нижнее) компрессионное кольцо
3 — Маслосъемное кольцо
Двигатель 1.3 л
Поршни
Поршни выполнены из алюминиевого сплава, отличающегося высокой термостойкостью,
значительной долговечностью и твердостью.
Поршень состоит из юбки и днища. Форма юбки обеспечивает должное прилегание
поршня к стенкам гильзы/цилиндра, исключая возможность заклинивания его во время
работы.
Внутри поршня в бобышках установлен поршневой палец, при помощи которого сборка
крепится к верхней головке шатуна.
Ось отверстия под поршневой палец смещена относительно оси поршня. Такая
асимметрия имеет целью сведение к минимуму нагрузок, возникающих во время
прохождения сборкой ВМТ.
Используемые в рассматриваемых двигателях поршни имеют биметаллическую
конструкцию: в зоне отверстий под поршневой палец предусмотрены четыре стальных
пояска, ограничивающих колебания диаметра поршня, связанные с изменениями
температуры. Благодаря такой защите стало возможным снизить зазоры между
стенками поршней и зеркалом цилиндров до величины 0.02 мм.
На поверхности поршня предусмотрены три канавки под установку поршневых колец.
Над канавкой первого (верхнего компрессионного кольца выполнены три
дополнительных канавки, имеющих целью ограничение теплоотдачи от горячего днища
поршня к верхнему кольцу, находящемуся в наиболее тяжелых эксплуатационных
условиях.
На днище поршня нанесены обозначения.
Поршни должны подбираться к гильзам/цилиндрам, соответствуя им по размерным
группам. При установке шатунно-поршневых сборок в двигатель следите, чтобы метка
в виде стрелки оказывалась развернутой в напрвлении вращения коленчатого вала
(т.е. влево по двигателю).
Поверхность юбки поршня имеет сложную форму, вследствие чего замер диаметра необходимо выполнять строго в установленном месте, на высоте 8 мм от нижнего среза юбки. Измерение следует производить в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. При этом, температура как самого поршня, так и измерительного инструмента должна равняться 20°С.
Поршни выпускаются только номинальных размеров и делятся по диаметру на три
размерных группы (А, В и С).
С целью обеспечения стабильной работы двигателя все четыре поршня должны иметь
одну и ту же массу. Для соблюдения этого условия в процессе изготовления
производится взвешивание поршней. Разброс масс корректируется путем удаления
металла с юбки.
Поршневые пальцы
Поршневой палец обеспечивает шарнирное соединение поршня с шатуном. Палец
выполнен из высококачественной стали, отшлифован и отполирован. На среднюю часть
пальца садится верхняя головка шатуна. Концы пальца продеты в отверстия в
бобышках поршня. Для фиксации заправленного в сборку пальца используются
стопорные кольца.
Новый палец устанавливается в поршне с малым натягом, без зазора или с
минимальным зазором. Во втулку верхней головки шатуна палец сажается с зазором.
При чрезмерных люфта пальцы при повышении нагрузки на двигатель начинают
стучать.
Перед установкой пальца с одной из сторон поршня устанавливается стопорное
кольцо (пользуйтесь для посадки кольца специальным приспособлением). Затем, с
противоположной стороны в поршень заправляется слегка смазанный двигательным
маслом поршневой палец. Палец заправляется настолько, чтобы его конец выступал
внутри поршня на величину 1 ÷ 1.5 мм. Далее в поршень заправляется верхняя
головка шатуна, также слегка смазанная двигательным маслом (проследите, чтобы
отверстие маслотока в верхней части шатуна оказалось направлено в сторону,
противоположную, указываемой стрелкой, нанесенной на днище поршня). Далее
заправьте палец до упора его торцом в заправленное в поршень стопорное кольцо и
установите второе стопорное кольцо с другой стороны пальца.
Поршневые кольца
Каждый из поршней оснащается тремя поршневыми кольцами, устанавливаемыми в
специально проделанные в верхней части стенок поршня канавки. Форма и порядок
посадки колец в канавках показаны на иллюстрации.
Верхнее компрессионное кольцо изготовлено из стали и хромировано снаружи с целью
снижения компонента трения, а также защиты металла от агрессивного воздействия
горячих отработавших газов. Кольцо имеет правильную круглую форму и симметричное
сечение в форме прямоугольника с усеченными углами.
Второе (нижнее) компрессионное кольцо выполнено из чугуна и имеет несимметричное
поперечное сечение в форме прямоугольника с наклонной внешней стороной. Угол
наклона наружной грани кольца составляет около 1°, благодаря чему прижим кольца
к зеркалу цилиндра приходится на очень незначительную площадь. Износ контактной
площадки обеспечивает плотность прилегания кольца.
На одной из торцевой поверхностей этого кольца имеется метка в виде надписи “ТОР”. Кольцо следует устанавливать на поршень этой меткой вверх.
Маслосъемное кольцо состоит из трех отдельных секций: двух узких боковых колец и
помещенного между ними волнообразного расширителя. Общая толщина сборки
составляет 3 мм.
Масло, снимаемое кольцом с зеркала цилиндра отводится через отверстия в канавке
внутрь поршня и, далее, в поддон картера двигателя.
Все поршневые кольца имеют разрезную конструкцию. Разрезы колец называются
замками, обеспечивают возможность установки колец на поршни, а, кроме того,
служат для компенсации теплового расширения.
Новое кольцо плотнее всего прижимается к зеркалу цилиндра в районе замка. В
процессе дальнейшей приработки прижимное усилие постепенно выравнивается по
периметру кольца, обеспечивая максимальную герметизацию сборки.
Замена поршневых колец на изношенном двигателе, цилиндры которого утратили
первоначальную форму, приводит лишь к кратковременному восстановлению
компрессии, поскольку кольцо не может принять форму изношенного цилиндра и
плотность его прилегания распределена неравномерно.
Шатуны
Шатуны откованы из специальной стали. Шатун состоит из верхней головки,
соединительного стержня и нижней, разрезной головки. В верхнюю головку шатуна
запрессована бронзовая втулка, выполняющая роль подшипника под посадку
поршневого пальца. Соединительный стержень имеет двутавровое сечение. Нижняя
головка разрезана в плоскости, перпендикулярной продольной оси сборки.
Поверхность постелей под установку вкладышей шатунных подшипников в разрезной нижней головке шатуна тщательно обработана. В результате такой обработки утрачивается взаимозаменяемость крышек шатунных подшипников, ввиду чего на крышках и нижних головках предусмотрены специальные установочные метки. При заводской сборке метки обычно соответствуют нумерации цилиндров.
Крышка крепится к шатуну посредством специальных болтов повышенной прочности и
двух гаек с резьбой М9х1.
В верхней головке шатуна предусмотрено сквозное отверстие, сквозь которое масло во время работы двигателя подается на стенки цилиндра. При установке шатуна следует проследить, чтобы это отверстие было направлено в сторону от распределительного вала.
По массе шатуны делятся на две группы. Более легкие (с массой 590 ÷ 598 г) промаркированы желтой меткой, нанесенной на головку. На более тяжелых шатунах (600 ÷ 609 г) метка имеет голубой цвет. Все шатуны в двигателе должны иметь одинаковую массу, при чем при корректировке масса более тяжелых шатунов приводится к массе более легких, а не наоборот.
Схема процедуры измерения мастерской автосервиса шатуна показана на иллюстрации. Во время взвешивания шатун должен располагаться горизонтально. Разница масс шатунов, взвешенных как со стороны нижней, так и со стороны верхней головок должна составлять не более 2 ÷ 6 г. Корректировка массы производится путем снятия материала с верхней головки и крышки нижней головки в местах, обозначенных стрелками на иллюстрации. Максимальная допустимая толщина снимаемого с верхней головки слоя ограничивается расстоянием от плоскости, остающейся после обработки до оси отверстия под установку поршневого пальца. Из соображений прочности данное расстояние должно составлять не менее 15 мм. В случае нижней головки расстояние измеряется от обработанной плоскости до оси шатунного подшипника и должно составлять не менее 35 мм.
Дизельный двигатель и бензиновый двигатель 1.6 л
В целом конструкция шатунно-поршневых сборок аналогична описанной для двигателей
1.3 л, с тем отличием, что предусмотрена возможность установки шатунов ремонтных
размеров (см. Спецификации). Кроме того, в дизельных двигателях шатуны
оборудованы маслораспылителями охлаждения поршней.
Смотрите также
Cхема электрооборудования автомобиля Skoda Fabia - 18
Панель приборов, блок управления панелью приборов, контрольные лампы,
выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы, датчик уровня
тормозной жидкости, датчик уровня охлаждающей жидк ...
Защита полостей
Все полости автомобиля, которые мо-
гут подвергнуться воздействию кор-
розии, покрыты постоянным защит-
ным слоем на заводе.
Это покрытие не нуждается ни в
осмотре, ни в обновлении. Если при
выс ...
Процедуры обслуживания бензинового двигателя - Общая информация
V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель (V8) объемом 4.7 л (2UZ-FE)
устанавливается на автомобили Toyota Land Cruiser с 1998 г. Каждая из головок
цилиндров оборудована двумя распределительны ...