Описание основных узлов и механизмовFiat Linea / Ремонт без извлечения из автомобиля дизельного двигателя / Описание основных узлов и механизмов
Блок цилиндров с основными компонентами коленчатого вала
1 — Вкладыш первого коренного подшипника
2 — Болты крепления крышки коренного подшипника
3 — Крышки коренных подшипников
4 — Вкладыши третьего (упорного) коренного подшипника
5 — Нижние упорные полукольца
6 — Коленчатый вал
7 — Нижние упорные полукольца
Блок цилиндров с компонентами установки коленчатого вала
1 — Сальник
2 — Сегментная шпонка
3 — Установочный штифт
4 — Передняя крышка
5 — Уплотнительная прокладка
6 — Блок цилиндров
7 — Болт
8 — Фланец
9 — Маховик
10 — Задняя крышка
11 — Болт
12 — Держатель заднего сальника
13 — Сальник
14 — Промежуточный вал
15 — Уплотнительное кольцо
16 — Держатель сальника
Шатунно-поршневая сборка
1 — Поршневые кольца
2 — Поршень
3 — Поршневой палец
4 — Стопорные кольца
5 — Шатун
6 — Вкладыши шатунного подшипника
7 — Блок цилиндров
8 — Крышка нижней головки шатуна
9 — Установочный штифт
10 — Масляный жиклер
11 — Болт
12 — Болт
Головка цилиндров с компонентами клапанного механизма и привода ГРМ
1 — Пробка маслозаливной горловины
2 — Уплотнение
3 — Шайба
4 — Гайка
5 — Шайба
6 — Крышка головки цилиндров
7 — Уплотнительная прокладка крышки
8 — Болт крепления головки
9 — Натяжной ролик
10 — Гайка
11 — Планка
12 — Зубчатое колесо распределительного вала
13 — Нижнее уплотнение шпильки крепления головки цилиндров
14 — Трубопроводы высокого давления
15 — Головка цилиндров
16 — Уплотнительная прокладка головки
17 — Свеча накаливания
18 — Форсунка впрыска топлива
19 — Крышка
20 — Зубчатый ремень привода ГРМ
21 — Кожух зубчатого ремня
Компоненты установки распределительного вала и клапанного механизма
1 — Крышки подшипников распределительного вала
2 — Гайка
3 — Распределительный вал
4 — Гидравлический толкатель
5 — Сухари разрезного замка
6 — Тарелка клапанных пружин
7 — Наружная клапанная пружина
8 — Внутренняя клапанная пружина
9 — Маслоотражательный колпачок
10 — Шайба
11 — Направляющая втулка
12 — Сальник
13 — Головка цилиндров
14 — Клапаны
15 — Уплотнение
Боковой разрез головки цилиндров
1 — Канал вихревой камеры
2 — Вихревая камера
3 — Штифт фиксации положения вихревой камеры
Водяной насос
1 — Болт
2 — Шкив
3 — Болт
4 — Водяной насос
5 — Уплотнительное кольцо
6 — Кронштейн
7 — Регулировочный болт
8 — Термостат
9 — Корпус термостата
Блок цилиндров
В чугунном литье блока проточены отверстия цилиндров и сформированы пять
коренных опор коленчатого вала. Общий вид и порядок установки компонентов блока
цилиндров представлены на иллюстрациях. Крышки коренных подшипников крепятся к
телу блока специальными болтами М10. Третий (средний) коренной подшипник
является упорным, воспринимает возникающие осевые нагрузки и ограничивает
продольный люфт вала.
Коленчатый и промежуточный валы
Коленчатый вал откован из стали. Шейки коренных и шатунных подшипников
подвергнуты тщательной полировке. На передней цапфе вала предусмотрены места под
посадку зубчатого колеса ремня привода ГРМ и уплотнительного сальника первого
коренного подшипника. Помимо коленчатого и распределительного в двигателе
предусмотрен также промежуточный вал, передающий вращение от коленчатого вала к
масляному и вакуумному насосам.
Шатунно-поршневая группа
Кованые шатуны имеют двутавровое сечение и прямой разрез нижней головки. В
верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка разрезана
посередине и укомплектована вкладышами шатунного подшипника. Правильное взаимное
положение крышки шатуна и вкладышей шатунного подшипника обозначено накерненными
метками (А). При установке на двигатель шатун должен разворачиваться метками (В)
вперед. Крышка шатунного подшипника крепится к нижней головке болтами. В
процессе выполнения капитального ремонта принято производить замену болтов
крепления крышек шатунных подшипников.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава и имеют плоское днище с выборкой под
вихревой камерой. При установке новых шатунно-поршневых сборок следует проверить
величину выступания поршней над поверхностью блока цилиндров с целью определения
необходимой толщины прокладки. При величине выступания поршней от 0.66 до 0.86
мм устанавливается прокладка с одной меткой. При выступании 0.87 ÷ 0.90 мм - с
двумя, и, наконец, при выступании 0.91 ÷ 1.02 - с тремя. При подборе прокладки
должна проверяться величина выступания каждого из поршней. В качестве отправной
точки берется максимальный результат.
Поршневой палец имеет плавающую посадку. Перед установкой пальца поршень следует
разогреть до температуры 60°С. Фиксация пальца осуществляется посредством двух
стопорных колец.
На стенке поршня выполнены три канавки под установку поршневых колец. В верхние
канавки устанавливаются два компрессионных кольца, в нижнюю - маслосъемное. В
процессе эксплуатации автомобиля допускается расширение зазоров в замках
верхнего компрессионного и маслосъемного колец до величины 1.2 мм, нижнего
компрессионного - 0.6 мм. Максимальный допустимый боковой люфт компрессионных
колец составляет 0.25 мм, маслосъемного - 0.15 мм. При установке на поршень
кольца разворачиваются замками под углом 120°, так чтобы ин один из замков не
оказался на оси поршневого пальца.
Головка цилиндров
Общий вид головки цилиндров с компонентами клапанного механизма представлен на
иллюстрации. Головка крепится к блоку десятью болтами с головками типа TORX.
Порядок затягивания болтов аналогичен описанному для бензинового двигателя 1.6
л.
Крышка головки сажается на шпильки, ввернутые в опоры распределительного вала, и
крепится тремя гайками.
Распределительный вал уложен в пяти опорах и располагается непосредственно над
клапанами. Для привода клапанов используются оборудованные гидрокомпенсаторами
клапанных зазоров толкатели.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку и относятся к числу
сменных компонентов.
Клапаны установлены вертикально и имеют рядное расположение. Каждый клапан
оснащен двумя пружинами, которые своими нижними торцами упираются в опорную
шайбу, а верхними - в тарелку. Тарелка пружин фиксируется на клапане сухарями
разрезного замка.
Кулачок распределительного вала упирается в толкатель не точно по центру, что
заставляет клапан в процессе движения поворачиваться.
Клапаны подвергаются на заводе-изготовителе специальной обработке и в
дополнительной притирке не нуждаются. В случае обнаружения дефектов клапаны (и
их седла) подлежат замене.
Стальной распределительный вал вращается в пяти подшипниках скольжения, не
оборудованных сменными вкладышами. Привод распределительного вала (и ТНВД)
осуществляется зубчатоременной передачей. Усилие натяжения зубчатого ремня
регулируется автоматически гидравлическим натяжителем. Замена ремня производится
после снятия двигателя с автомобиля. При установке ремня необходимо добиться
совмещения меток на зубчатом колесе коленчатого вала и блоке цилиндров/маховике
и куполе сцепления, а также зубчатом колесе распределительного вала и крышке
ремня, зубчатом колесе ТНВД и посадочном фланце.
В литой крышке головки цилиндров оборудована маслозаливная горловина, оснащенная
герметично закрываемой резьбовой пробкой. Снизу отверстие заливной горловины
закрыто маслоотражателем. Для крепления крышки к головки используются три гайки,
закрытыми снаружи декоративными резиновыми или пластмассовыми пробками.
Водяной насос
Водяной насос по конструкции отличается от используемых на бензиновых
двигателях. Насос устанавливается на кронштейне, к которому крепится корпус
термостата с отводящим патрубком.
Смотрите также
Проверка цепи питания свечей накаливания
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
При проверке аккумуляторная батарея должна быть заряжена (минимальное напряжение
батареи 11,5 В), блок управления двигателем и предохранитель, защищающий цепь
питания свечей нак ...
Предупреждающее сообщение о незакрытой крышке
заправочной горловины топливного бака
Если бортовая диагностическая система обнаружит, что крышка заправочнойгорловины топливного бака отсутствует или неплотно закрыта, то на дисплееодометра/указателя пробега за поездку появится предупреж ...
Проверка состояния и установка сборки оси коромысел
Проверка состояния
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Проверьте рабочие поверхности оси (места посадки коромысел и подшипников) на
наличие признаков износа, царапин и задиров. Изношенные ось и/или коромысла ...